Советы дефектолога

Упражнения для запуска речи у малышей

Для родителей и педагогов младших групп

Упражнения для запуска речи у малышей
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.


Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри

Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых

Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них

Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса

Показываем «ветерок» — дуем друг на друга

Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга

Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

Развиваем артикуляционные мышцы:

Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками

Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно

Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

«Лакаем молоко» как кошка.

Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

1.Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Топ-топ;

Хлоп-хлоп;

Прыг-прыг;

Бип-бип (Нажимаем на носик)

Туда-сюда (Повороты корпуса)

Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

Прятки игрушек под платочком

ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)

ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)

Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).

Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

У детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Угадай, что звучит.

Жмурки

В какой руке звучало

Быстро-медленно

Громко-тихо

Справа-слева (после 2 лет)

Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

Облизываем губки – варенье, мед

Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку

Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево

Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба

Катаем внутри рта вишенку или круглое драже

Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик

Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой

Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Регулярность занятий

Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы

Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват

Использование двух рук сразу.

Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.

Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).

Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.

Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.

Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

свернуть

Родителям будущих первокласников

Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Родителям будущих первоклассников
Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Речь – это неотъемлемая часть жизни человека. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает четырем основным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму.
Компоненты речевой готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.



Требования к речи ребенка следующие:
1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих; Иначе ребенок будет писать слова, точно так же как их произносит, т.е. с грамматическими ошибками.
2) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2000-3500 слов:
• в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель и т.д. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп;
• ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать;
• уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением;
3) Даже если ребенок четко выговаривает все слова, имеет большой словарный запас и не путает звуки – это еще не все.
Ребенок должен правильно формировать словосочетания и изменять слова («Один-много» стул — стулья, лоб — лбы, ухо - уши):
• уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными Игра «1, 2….5»)
1 ухо, 2уха, 5 ушей; 1 лоб, 2 лба, 5 лбов.
4) Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый)
• понимать и употреблять предлоги (на, в, под, над, около, возле, из-за, из-под);
5) к 6 годам ребёнок должен назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3—4 букв) слов (дом, пол, соль ...);
6) должен уметь согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо)
7) Самое главное - маленькие школьники должны уметь выражать свои мысли, здесь мы говорим об уровне овладения связной речи
• умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос.
• умение составить рассказ по картине и по серии сюжетных картин, а также уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
• Пересказ и рассказ из личного опыта
• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
В речевой готовности ребенка к школе есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что такие слова, как кости и гости, уточка и удочка звучат по-разному, и имеют разные значения. Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги. А пространство - это математика, это геометрия.
Формировать такие понятия как: вверху, внизу, справа, слева, сбоку, впереди, сзади….., а также знание пор года, дней недели, частей суток

Как получить гармонично развитого ребенка, всесторонне готового к школе?
* Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера или проводить развивающие занятия. Если ребенок живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное участие в жизни семьи - залог его полноценного развития.
* Жить жизнью ребенка. Да, покупать развивающие игры, да, шить тряпочные куклы. Да, бегать в догонялки, играть в футбол, строить с ним вместе из кубиков, запускать машинки, готовить обед куклам, шуршать листьями в осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде... Жить.
Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Но обучать в процессе совместной жизни:
-готовите обед – считайте лук, картошку, обратите внимание на их внешний вид-большая или маленькая, круглая или овальная, какие они по вкусу, по цвету, вспомните, что это ОВОЩИ.
-сидит вечером ребенок дома на стуле: вспомните части стула, из чего он сделан, возьмите мяч и положите на стул, под стул и т.д.
Ребенка можно развивать на любом материале.
Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше! Мы перестали рассказывать детям сказки, легко заменив эту процедуру телевизором, компьютером, интернетом!
Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают белорусских и русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Слушая сказку, малыш наблюдает за взрослым, его мимикой и жестами, у него развивается способность формировать свой художественный образ «без посредников». Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться такие чувства, как доброта, протест против несправедливости, защита обиженных и слабых.
Читайте книги с ребенком, обсуждайте прочитанное, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами.
Семейное чтение сближает взрослых и детей, оно дает нам редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или не домашние дела обязательно будет гармонично развиваться.
Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы устаем на работе. Спорить с этим трудно. Современная жизнь семьи складывается именно так, поэтому приходится считаться с реальностью.
Воспитывать детей - это большая нагрузка. Поэтому, придя домой, надо отложить свою усталость, лень, желание отдохнуть и расслабиться и начинать совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в том, что крайне важно даже не количество, а качество общения.
Второй путь – Совместная работа детского сада и семьи.
Многие мамы и папы считают, что если ребёнок посещает детский сад — значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Но это очень сложно, в первую очередь, для ребёнка. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной.

Рекомендации:
1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.
2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
4. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи (например, помело), продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.
5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
6. Обязательно читайте вслух!
7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
8. Следите за речью ребенка, исправляйте, если допускает ошибки.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, и сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь!

свернуть

"Вкусные" привычки для развития речи ребёнка

Часто мамы очень заняты для того, чтобы специально сесть и позаниматься с ребенком (просто не хватает времени). ❗❗❗
Но на самом деле очень эффективными могут быть простые упражнения, которые можно выполнять, совмещая с ежедневными делами.



Предлагаем "вкусные упражнения":

Облизывание губ и тарелки после еды - отличный вариант артикуляционной гимнастики. Можно также научить рисовать кончиком языка на тарелке со сгущенкой.
Облизывание ложки с чем-то вкусным;
Также давайте ребенку облизывать мороженное или фруктовый лед;
Выплевывание косточек от арбуза или вишни;
Перекатывание карамельки, мармелада, помидорки черри;
Пусть ребенок съест что-то красящее и рассмотрит язык в зеркале;
Обязательно давайте ребенку грызть твердую пищу (морковь, яблоко);
Развить моторику рук и внимательность помогут следующие упражнения:
Достань все дольки огурцов из салата вилкой;
Найди и достань МАКАРОНЫ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ;
Попробуй поесть лапшу китайскими палочками.

Вспомните своё детство)

свернуть

Развитие связной речи детей в семье

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.


Развитие связной речи детей в семье

1. Вводная беседа.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.
Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир. Большое значение приобретает развитие связной речи в семье.
Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

2. Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».
Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

3. Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.


Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
«Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».
Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?


Игра «Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.


Игра «Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.


Игра «Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.


Игра «Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

Игра «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Игра «Давай поговорим»
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?»
В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.


Игра «Повтори скороговорку»
Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.


Игра «Выучи стихотворение»
Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.


Игра «Загадки»
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

4. Заключение.
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.


Литература
1. Гомзяк О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
2. Гомзяк О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017. — 160 с.
3. Ульева Е. Большая книга по развитию речи. Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек. – М.: Грамотей, 2013. – 48 с.

свернуть

Рекомендации для продолжения логопедической работы над автоматизацией свистящих звуков дома в условиях карантина.

Родителям детей, которые занимались с логопедом (учителем-дефектологом), и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.


Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.

Рекомендации для продолжения логопедической работы над автоматизацией свистящих звуков дома в условиях карантина.

Артикуляционную гимнастику выполняем ежедневно по 5 упражнений:

Блинчик – Иголка
Месим тесто
Качели
Мостик/ киска сердится
Чистим зубки
Заборчик
Автоматизация свистящих звуков начинается со слогов, затем слова, словосочетания, чистоговорки, предложения и переходим к самостоятельной речи методом пересказа.

Закончи рисунки и назови все, что на них нарисовано.

Игра «Повтори за мной»

Ша-са шу-су ош-ос ас-аш-аш
Са-ша су-шу яш-аш ашл-ашл-асл

а теперь слова.

Ваш – вас мыс – мышь сытый – шитый миска – мишка
усы – уши касса – каша нас – наш сутки – шутки

Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки марс – …… крыса – …
стуки – … сок – … усы – …
Скала – … басня – …. сорт – …

Проговори слова (Каждое слово повторять по два раза):

страус, солист, сосна, состав, насос, космос, спуск, самосвал, спасатель, состояние, мастерская, пылесос, уксус, распустил.

Мы учим звук С

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Повтори за взрослым четко:

са-са-еа — у Сани коса

са-са-са — в саду оса

сы-сы-сы — у Сани бусы

сы-сы-сы — у осы усы

су-су-су — Соня видит осу

ac-ac-ac — у нас дома квас

ас-ас-ас — у нас ананас

ос-ос-ос — в саду много ос

ус-ус-ус — у Сони кактус

ус-ус-ус — у Сани новый автобус

ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс

са-са-са — расплелась коса

со-со-со — поломалось колесо

су-су-еу — видел я лису

сы-сы-сы — длинные усы

ус-ус-ус — какой уксус

аска-аска-аска — у Вовы каска

са-са-са — в лесу бегает лиса

со-со-со — у Вовы колесо

су-су-су — было холодно в лесу

ас-ас-ас — у нас свет погас

Использованная и рекомендованная литература:

Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».-СПб; «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5—6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. ; М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. ; М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей; М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004

 

свернуть

Подвижные игры в работе с детьми с ОНР

Подвижные игры в работе с детьми с ОНР

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно использовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию логопеда воспитатели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.



Подвижные игры, используемые в работе с детьми в группах с ТНР, можно разделить на три условные категории:
— способствующие развитию фонематического восприятия;
— направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
— для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, учител-дефектолог сможет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» учитель-дефектолог закрепляет умение детей делить слова на слоги.
Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на занятии. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-дефектолога.
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
«Волшебный колокольчик»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: колокольчик.
Учитель-дефектолог предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.
Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.
«Ушки на макушке»
Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.
Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.
Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное педагогом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».
«Цветы и пчелки»
Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.
Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.
На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Педагог называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.
Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеленому цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
«Живая стрелка»
Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.
В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.
«Умный мячик»
Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.
Оборудование: синий и зеленый мячи.
Дети встают в круг. Если педагог бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если педагог бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
«Ловишка»
Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:
Вместе дружно мы играем,
От ловишки убегаем.
Поскорей за мной беги,
Раз, два, три — лови!
На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.
Педагог дает задание каждому фанту.
Например:
— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;
— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;
— назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару»
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.
Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.
Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
«Один, два, три»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внимания.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.
Дети расходятся по группе. По сигналу логопеда «Внимание!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.
«Найди свой домик»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.
В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.
Следующая игра будет способствовать закреплению навыков чтения.
«Выложи слово из букв»
Цели: закрепить знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; формировать умение прыгать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор кубиков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каждой из которых выстраиваются у подставок. На противоположной от команд стороне группы на стульях лежат кубики с буквами. Педагог для каждой команды выставляет на подставке картинку с изображением какого-либо предмета или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за кубиком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая команда складывает слово из принесенных кубиков, читает его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минимальное количество ошибок.
Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи
«Прятки»
Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Педагог закрывает глаза и произносит следующие слова:
Разбегайтесь-ка, ребятки,
Начинаем играть в прятки.
Спрячь игрушку далеко,
Не найдет ее никто!
Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.
Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.
Игра повторяется несколько раз.
Игра-эстафета
«Собери предложение»
Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.
Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.
Дошкольники разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу логопеда один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол).
Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Педагог предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч.
После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.
На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.
Игры для активизации словаря детей
«Найди свою маму»
Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; развивать быстроту реакции.
Оборудование: маски домашних животных и их детенышей.
Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Педагог предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жеребенок» и т.д.
Взрослый произносит следующие слова:
Вышли мамы погулять,
Своих деток показать.
Дружно ноги поднимают,
Головой своей кивают.
Побежали по дорожке,
Не устанут наши ножки.
Дети выполняют движения, перемещаясь по группе.
Налетела тучка темная,
Загремел весенний гром.
Наши детки испугались,
По лужайке разбежались.
Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных местах.
Снова солнышко сияет
И гулять всех приглашает.
Стали мамы деток звать,
Малышей своих искать.
Педагог предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.
«Корова»: «Му-у-у». «Теленок» выходит к «маме», подражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».
«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю». «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.
«Игра-эстафета «Накроем стол»
Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.
Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.
Дошкольники разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.
На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Логопед дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту».
По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.
Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.
«Во саду ли, в огороде»
Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.
Дети делятся на три группы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.
Педагог произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:
Во саду ли, в огороде
Сбираем урожай.
Стоп! В мою корзинку
Любой овощ полезай!
С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Педагог подходит к некоторым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопала картошку».
— Ваня, что ты положил в корзинку?
— Я положил в корзинку капусту.
— Света, какого цвета твой помидор?
— Красного.
Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.
Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте!
Быстро, быстро ягодку
срывай!
Взрослый спрашивает дошкольников, какие ягоды они сорвали.
В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай
Стой! С любого дерева
Фрукты собирай!
Педагог задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»
В конце игры педагог предлагает одной группе детей положить в обруч из своих корзинок только овощи, другой — только фрукты, третьей — ягоды. В процессе выполнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.
«На кормушке»
Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать быстроту реакции, выдержку; воспитывать целеустремленность.
Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Перед началом игры дошкольники вспоминают, каких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети разбиваются на две команды: зимующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.
«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напротив каждой шеренги устроены кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).
По сигналу логопеда «Зимующие птицы!» дети, изображающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким образом ребенок останавливается. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выигрывает команда, собравшая таким образом больше «зерен».

свернуть

Использование дыхательных упражнений для развития речи детей

Речь выполняет коммуникативную функцию, которая является средством общения. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Именно правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.


Нарушения физиологического и речевого дыхания могут быть симптомами ряда речевых патологий:

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;
Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных;
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова;
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе с захлебыванием;
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, что приводит к искажению звуков;
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма и самое главное для формирования правильной и красивой речи.

Чтобы построить работу по формированию правильного дыхания, нужно чётко понимать разницу между речевым дыханием и функциональным, или физиологическим. Правильное физиологическое дыхание обогащает кислородом головной мозг, является профилактикой простудных заболеваний, способствует регуляции теплового режима организма. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое, вдох происходит через нос, выдох – через рот. Ритмичная система фаз дыхание происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, залогом правильного звукопроизношения, способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Последовательность речевого дыхания: вдох- пауза – выдох.

Чтобы определить, правильно ли дышит ваш ребенок, можно провести диагностику дыхания. Посадите ребенка удобно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Необходимое условие – ребенок должен быть здоров. Используя часы с посекундной стрелкой, посчитайте количество вдохов, сделанных ребенком за одну минуту.

Если ребенком от 4 до 6 лет выполняет 25-30 вдохов, то это – хороший результат. Это нормальное дыхание детей. Больше 30 вдохов в минуту – дыхание считается поверхностным и частным. С такими детьми необходимо проводить работу по развитию физиологического дыхания, увеличению объёма легких, формированию груднобрюшного типа дыхания, а в дальнейшем речевого дыхания с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания проводиться в следующей последовательности:

Развитие груднобрюшного типа дыхания;
Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху;
Обучение длительному или многократному произнесению на одном выдохе:
- одного звука;

- 3-4 слога;

- фразы из 2-3 слов;

- фразы из 4 слов;

- 1-2 стихотворных фразы;

- стихотворных текстов.

При проведении дыхательной гимнастики рекомендуется:

убедиться в том, что ребенок хорошо чувствует себя, спокоен и готов поиграть;
проводить занятия в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономично;
каждое дыхательное упражнение можно проводить только 3-5 раз подряд, чтобы не спровоцировать у ребенка головокружение;
в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей.
С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С воспитательной целью может быть использован соревновательный компонент. При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.

Для развития речи детей можно использовать такие дыхательные упражнения.

1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

Изображение
5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

свернуть

Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.
Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.


Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

У детей часто наблюдаются ошибки при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы.

После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под книгой.

* Дети играют около дома.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

В ходе следующих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т.д.» Примерно также отрабатываются и остальные предлоги. Обязательно надо обращать внимание на различие окончаний существительных, употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

Как усложнение можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладут то на книгу, то под книгу, то в книгу, то перед книгой и т.п. Ребёнок каждый раз должен говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью ребёнку предлагается «оречевить» следующие пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

* Карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки.

* Карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

* Карандаш кладут за коробку – карандаш берут из-за коробки.

* Карандаш кладут под коробку – карандаш берут из-под коробки.

В ходе упражнений снова обращается внимание на то, что имена существительные, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разные окончания (под столом, под сосной, под солнцем, под дверью и т.д.)

Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку надо задавать вопросы: «Где лежит мяч? Где кукла?» и др.

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки, которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С пирожными

* С сахаром

* С мёдом

* С тортом

* С лимоном

* С вафлями

* С вареньем

Далее ребёнку можно предлагать и такие вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?» (с маслом, с сыром, с колбасой и т.д.). «Из чего делают игрушки?» (из ваты, из дерева, из пластмассы, из металла и т.д.)

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры.

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

Мама вышла за дверь.

Папа положил газету на стол.

Бабушка налила чай в чашку. И т.д.

Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов). Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко? Где оно лежит?

Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. - ...

Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

Машина подъехала к магазину. - …

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ).

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей.

свернуть

Веселые упражнения для автоматизации звуков в домашних условиях.

Веселые упражнения для автоматизации звуков в домашних условиях.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Для успешной и быстрой автоматизации звуков речи необходимо организовать ежедневные, по несколько раз в день, тренировки по 5-10 минут. Лучше всего проводить их в форме игры, но не обязательно садиться за стол и раскладывать пособия. Автоматизируйте звуки даже во время прогулки на улице, по дороге в детский сад, дома на диване.


С этой целью возможно использование следующих упражнений:

КНОПОЧКИ. Ребенок проговаривает слог (слово) с проблемным звуком и в это время нажимает пальцем на «кнопочку» (любой рисунок – кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

МЕТРОНОМ. Проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом или родителями ритм метронома.

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ. Повторяет скороговорки, потешки или слоги, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

КОЛОКОЛЬЧИК. Озвучивает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает верное произношение звоном колокольчика.

ШАРИК. Во время произнесения слова перекладывает или передаёт из рук в руки шарик от пинг-понга, мячик.

ВОЛШЕБНАЯ ВЕРЁВОЧКА. Наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки.

ЛАБИРИНТ. По нарисованному лабиринту проводит пальчиком, произнося предложения, скороговорки.

ЗАБОРЧИК. Ребенок рисует вертикальные палочки и говорит слоги, слова.

ДОРОЖКА. Ребенок рисует или выкладывает поочередно вертикальные и горизонтальные палочки, одновременно произнося два заданных слова.

УЗОРЫ. Рисует или выкладывает чередующиеся фигурки и проговаривает слова. Каждая фигурка обозначает слово.

ПИРАМИДКА. Нанизывает колечки на стержень пирамидки, озвучивает слоговые ряды, слова.

ЧАСИКИ. Проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

БУСЫ. Говорит и перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску.

СЧЁТЫ. Произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах, либо – с одновременным движением косточки.

УЛИТОЧКА. Проговаривает звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

ТИХО - ГРОМКО. Аккуратно «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, озвучивая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

ПЕСЕНКА. Поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Автоматизация достигнута, если ребёнок сам, без напоминаний взрослого, контролирует новый звук в спонтанной речи.

свернуть

Новогодние стихи для детей

Дети, посещающие группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедические группы), имеют нарушение звукопроизношения. Поэтому при подборе стихов нужно учитывать некоторые нюансы.


Новогодние стихи для детей 4-6 лет

Изучение стихов в логопедических группах

При подборе стихотворения следует учитывать:

Подбирать стихотворение, которое ребенок в силах произнести (исключить сложные и длинные слова);
Подобрать стихотворение, в котором меньше «трудных» для ребенка звуков. Н-р, если малыш не произносит звук «Ш» или «Р» то выбрать стихотворение, в котором будет мало слов с такими звуками.
Стихотворение должно быть понятно ребенку. Объяснить все слова, которые малыш не понимает.
Если в стихотворении попадается все же трудное слово, то проговорить его несколько раз, пока оно не получится у ребенка.
Правила заучивания стихов:

Прочитать стихотворение малышу полностью, неспеша и с интонацией.
Поговорить с ребенком о содержании стихотворения, чтобы понять, все ли слова ему доступны.
Проговорить вместе с малышом более трудные и длинные слова( можно несколько раз добиваясь правильного произношения).
После этого прочитать стихотворение еще раз.
Заучивать стихотворение необходимо полностью, не по строчкам!
Проговаривайте вначале совместно с ребенком, постепенно уменьшая свое участие.
Если заучивание проходит очень тяжело, можно использовать различные игровые приемы( вы читаете начало строчки , ребенок вставляет последнее слово, вы начинает слово — ребенок заканчивает и т.д)
ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ условием при заучивании стихотворения является произношение звуков правильно! (например, если у малыша в речи есть звуки «Ш», «Ж», но они еще не устойчивые, то необходимо добиваться, чтобы он произносил во всех словах их правильно). Трудно произносимые звуки можно выделить маркером, фломастером или ярким стрежнем и постоянно их оттачивать. Так вы поможете своему малышу скорее ввести данные звуки в свободную речь да и новогоднее стихотворение будет звучать по-особенному красиво!
Выбирайте стихи, которые Вам понравятся

и заучивайте к Новогоднему празднику с удовольствием!!!

Средняя группа (4-5 лет)

1 уровень сложности:

Зайчик с мишкой,
Белка с волком −
Все вокруг спешат на елку.
Скоро праздник — Новый год,
Дед Мороз плясать зовет!

Дед Мороз уже в пути,
Он исполнит все мечты,
Буду я стихи читать,
Возле елки танцевать!

Наша елка — это чудо,
И огни на ней горят.
Ждать и верить точно буду,
Что подарки там лежат.

Веселимся от души,
Огоньки сверкают,
Этот праздник —
Новый год,
Все ребята знают!

Волшебный, яркий праздник:
Все это — Новый год,
И Дед Мороз — хороший —
Подарки раздает!

Дед Мороз ко мне придет,
Мне подарок принесет,
Оживают чудеса,
С Новым годом всех, ура!

Вместе с мамой
Мы украсим ёлку;
Вместе с папой
Сходим мы на горку,
Будем Новый год встречать,
Будем Дед Мороза ждать!

Дед Мороз приходит в дом,
Заискрилась елка.
Ах, какая красота,
В серебре иголки.
Ох, спасибо, Дед Мороз,
Елке мы так рады.
Подарить хотим стихи
За нее в награду.

Папа елочку принес,
Буду наряжать
И под ней потом всю ночь
Дед Мороза ждать!

Скоро будет Новый год!
В доме все наоборот:
Ёлка в комнате стоит —
У неё красивый вид:
Ярко огоньки горят,
Радуют они ребят.
Шарики качаются,
Праздник начинается!

Вот такая высота!
Вот такая красота!
Как у нашей елочки,
В серебре иголочки,
Разноцветные шары,
Все ― на радость детворы!

Новый год приходит —
Радость настает:
Маски и салюты,
Празднует народ.
Возле елки нашей
Скачет детвора,
Сладкие подарки
Раздавать пора!

По садику гуляет
Дедушка Мороз.
Детишек поздравляет,
Подарочки принес.
Радуются детки —
В мешке своем несёт
Сладкие конфетки.
Скоро Новый год

Загорелась елка
Яркими огнями,
Самая красивая,
Полюбуйтесь сами,
Радуются дети,
С ними Дед Мороз,
Он ведь эту елочку
Из лесу принес…

Раз, два, три, четыре,
Вот мы ёлку нарядили.
Будем петь и танцевать,
Будем Новый год встречать!

2 уровень сложности:

Мерзнет нос,
На крышах снег,
Дед Мороз
Поздравит всех!
В Новый год
Из саночек
Всем раздаст
Подарочки.

Елку в зал поставили,
Ярко нарядили,
Мы поем ей песенки,
Танцы — посвятили.
Дед Мороз с Снегурочкой
В гости к нам пришли,
Огоньки красивые
На елочке зажгли!

Спать сегодня я не лягу,
Буду Новый год встречать
И веселого Мороза
У порога поджидать.
Расскажу стихотворенье
И у елочки спляшу,
Угощу его вареньем
И подарок попрошу

За окошком Новый год
Снегом рассыпается,
Всё ликует и поёт,
И мечты сбываются!
Просто дверь ему открой,
Сразу станет радостней,
Новый год несёт с собой
Смех и много сладостей.

По сугробам из-за леса
Нес подарки Дед Мороз ―
Шуба, валенки и шапка,
Борода и красный нос.
Мы к себе его позвали,
Пусть немного отдохнет.
По подарку всем подарит,
Спляшет с нами и споет!

Сегодня день чудесный,
Сегодня Новый год,
И ёлочка нарядная,
И Дед Мороз придёт.
Подарит нам подарки,
А мы ему — стихи,
С Снегурочкой у ёлочки
Сыграем мы в снежки.

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Волшебство ты нам принес.
Самый добрый ты на свете,
Самый лучший на планете!
Очень любишь ты детишек,
Даже маленьких плутишек.
Всех-всех-всех ты удивляешь,
С Новым годом поздравляешь!

Снег кружится за окном.
Елочка горит.
Это значит, в каждый дом
Дед Мороз спешит.
Буду я его встречать
Песнями, стишками.
Я не дам ему скучать,
Чтоб остался с нами!

Новый, новый, Новый год!
Этот праздник каждый ждёт!
Этот праздник жду и я,
Мама, папа, вся семья.
К ёлке утром подойду,
И под ней сюрприз найду.
Добрый Дедушка Мороз
Конструктор «Лего» мне принес!

Наша елка самая,
Самая нарядная.
Елка наша — яркая,
С лучшими подарками.
Бусы, шишки, мишура,
Рада елке детвора!

Елочка, елочка,
Мягкие иголочки
Мы тебя нарядим,
Рядышком присядем.
Приходи к нам, Дед Мороз,
И вези подарков воз,
Яблоки, игрушки,
Яркие хлопушки.

Мы сегодня так устали —
С мамой елку наряжали.
Папа шарик доставал,
Маме или мне давал.

Много огоньков на елке!
Мишурой блестят иголки.
Скоро в гости к нам придет
Лучший праздник — Новый год.

К нам пришел он в шубе,
В валенках больших,
В мягких рукавицах,
С льдинками на них…
Мы ему сказали:
— Здравствуй, Дед Мороз,
Заходи, погрейся,
Ты совсем замерз!

На елочке хлопушки,
Блестящие игрушки,
На елочки шары
И много мишуры.
Поближе подходите,
На елку поглядите,
Она одна такая,
Красавица лесная!

Новый год! Новый год!
Елка, снег и хоровод,
Шарики, подарки,
Дед Мороз и зайки!
Волшебство и чудеса,
Огоньки и пляски
И снежок кружит в окне,
Свежий, чистый, ясный!

Снега много намело,
Всё везде белым-бело.
Ёлочку мы нарядили
О стишках мы не забыли.
Водим вместе хоровод
И встречаем Новый Год,
К нам пришёл уж Дед Мороз
И подарочки принёс.

Сияют игрушки
Шары и хлопушки,
Вот-вот Новый год
К нам в гости придет.

У елочки нашей
Стихи мы расскажем,
Чтоб нам Дед Мороз
Подарки принес!

Мы сегодня ночь не спали,
Елку долго наряжали:
Шарики, конфеты, бусы,
Все развесили со вкусом!
Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет!

Вот и Новый год пришел,
К нам Дедулю он привел:
В красной шапке,
В рукавицах,
В белом инее ресницы,
В шубу яркую одет
Этот самый добрый Дед!

Вот какая елочка,
Всем ребятам нравится,
Как мигает огоньками
Зимняя красавица,
Мы ей песенку споем,
И стихи расскажем,
А под самый Новый год
С Дед Морозом спляшем

Хочу веселый стих,
Сегодня рассказать.
И Дедушку Мороза,
В гости к нам позвать.
Пусть Дедушка Мороз,
Нам подарки принесет.
Ведь сегодня праздник,
Веселый новый год!

Елочки колючие
Любят Новый год,
Их украсит весело
Маленький народ,
Бусики и шарики,
Много мишуры,
Самый лучший праздник
Есть у детворы!

Старшая группа (5-6 лет)

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Что сегодня нам принес?
Может быть, в мешке игрушки,
Разноцветные зверушки?
Может, много там конфет?
Их мы скушаем в обед.
Дедушка, открой мешок
За рассказ или стишок!

По сугробам в красной шубе,
С посохом, с большим мешком
Дед Мороз спешит на праздник.
Он заглянет в каждый дом!
Он подарит всем подарки
И послушает стихи,
Огоньки зажжет на елке
И исполнит все мечты!

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод
Зайки, котики и мишки.
Где ж девчонки и мальчишки?
Как отметим Новый год?
Ёлку Дед Мороз зажжет,
За весёлый мой стишок
Заглянуть даст в свой мешок!

Встречаем Новый год,
К нам Дед Мороз придет
Подарки нам красивые
В коробках принесет.
Мы будем — веселиться,
Под елочкой кружиться,
И петь, и танцевать.
С Снегурочкой — играть.

Дед Мороз пришел к нам в сад.
Он поздравил всех ребя
Он зажег нам елку ярко,
Подарил нам всем подарки,
Попрощался и ушел —
Поздравлять других пошел!

Высокая и стройная,
В блестящей мишуре,
Стоит она, довольная,
На радость детворе!
Ребята пляшут весело
И песенки поют,
И в Новый год
С подарками
Все Дед Мороза ждут!

Кто-то за окном шуршит.
Это Дед Мороз спешит.
Сам — в костюме красном, ярком.
А в мешке его — подарки!
Он недаром к нам идет:
Нынче — праздник Новый год!

Ярко елочка сияет,
Тоже Новый год встречает
«С Новым годом! С Новым годом!», —
Поздравляет Дед Мороз.
Из страны далекой снежной
Он подарки нам принес.
Он загадки загадает,
С нами спляшет и споет.
Всех закружит возле елки
Новогодний хоровод.

Дружно в хоровод встаем,
Новый год встречаем.
И на елке огоньки
Дружно зажигаем.
Скоро Дед Мороз придет,
Принесет подарки,
Чтобы был наш Новый год
Самым-самым сладким!

Ярко огоньки сверкают,
Громко музыка поет
По тропинкам и полянкам
Дедушка Мороз идет.
На плече мешок огромный —
Нам подарки он несет.
Будут танцы и веселье,
Ведь сегодня Новый год!

Очень ярко и красиво
Наша елочка горит
Сверху звездочка игриво
Всех детишек веселит.
Вместе с Дедушкой Морозом
Все танцуют и поют,
Новый год — веселый праздник,
Смех и счастье к нам придут!

На санях и в теплой шубке
Мчится в гости Дед Мороз,
От мороза у Дедули
Покраснели щеки, нос.
Весело его мы встретим,
Скажем: «Елочка гори»!
Ждут нас хоровод, подарки,
Смех, веселье от души!

Снегурочка — красавица,
Она всем очень нравится
С ней рядом Дед Мороз:
Он рад зиме до слез!
А рядом с ними детвора,
Кричит «ура» уже с утра,
И водит дружный хоровод,
Под славный праздник — Новый год!

За окном снежок блестит,
Дед Мороз уже спешит,
Скоро будут чудеса.
Новый год, я жду тебя!
Жду подарки, волшебство,
Жду уж очень я давно,
Жду веселый хоровод.
Скоро Новый год придет!

Новый год так долго ждали,
Наконец-то он пришел
Дед Мороз, тебе мы рады.
Ты Снегурочку привел?
Мы хотим сегодня елку
Так красиво нарядить,
Песни петь под елкой громко,

Хоровод с тобой водить!

Веселимся мы на елке,
С нами дедушка Мороз.
Мы ему стишки расскажем,
Он себе почешет нос.
Дед Мороз — он настоящий
И с огромной бородой.
Он пришел из снежной чащи,
Рады видеть мы его.

Новогодние стихи для детей 4-6 лет для изучения в логопедических группах будут хорошим помощником педагогам и родителям.

Новогодний праздник — это самый яркий праздник.

Это праздник детства, праздник мандаринов, игр, песен и отличного настроения.

И именно от взрослых зависит настроение малышей в этот светлый день.

свернуть