Советы руководителя физического воспитания

«Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми»

24.01.2024

Главная задача каждой семьи – вырастить здорового, закалённого, жизнерадостного, сильного и ловкого ребёнка. Для этого необходимо воспитывать у малыша потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, регулярно заниматься физической культурой: играть в подвижные игры в помещении и на прогулке, бегать, прыгать, играть с мячом, кататься на санках, лыжах и т. д. Движения составляют основу любой детской деятельности, особенно игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, негативно сказывается на его физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.


Во время проведения подвижных игр на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Важно интенсивные подвижные и спортивные игры с бегом, прыжками чередовать с более спокойными, чтобы предупредить у ребёнка переутомление от активных занятий физической культурой.

Удивляйте и радуйте своих детей. Активно участвуйте в детских забавах, это поможет сблизить всех членов семьи и наладить взаимопонимание.

«Ваня в валенках гулял»

На игровой площадке на снегу «цветной водой» обозначаются напротив друг друга две линии, расстояние между которыми 2.5 – 3 м. Ребёнок встаёт за первой линией, напротив него, за второй линией, становится мама. Она исполняет роль» ловишки». Ребёнок прыжками на двух ногах приближается к «ловишке», мама при этом произносит: «Ваня в валенках гулял, прыгал, бегал и скакал. Ваня с горочки скатился, валенок с ноги свалился. Ваня крикнул: «Эй. Постой! В чём теперь пойду домой»? После слов ребёнок разворачивается и убегает от мамы – «ловишки» в свой домик за первую черту. Мама догоняет ребёнка.

«Снежные шары»

Перед началом игры, мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай.» Все начинают бросать снежки в снежные шары.

«За снежинкой»

На площадке «цветной водой» очерчивается круг диаметром 50 – 80 см. Ребёнок становится в круг, мама встаёт рядом с кругом. Она исполняет роль снежинки. Мама дотрагивается до ребёнка и произносит: «За мной!» После этого она идёт по площадке в умеренном темпе, выполняя различные движения (идёт на носочках, ставит руки в стороны, поднимает руки вверх и т. д., меняя направление движения. Ребёнок идёт за ней, выполняя такие же движения. Примерно через полминуты мама произносит: «В кружок!» Ребёнок и «снежинка» устремляются к кругу, стараясь занять его первым.

«Санные гонки»

«Цветной водой» напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначаются две линии длинной 2,5 – 3 м. За первую линию становятся родители и ребёнок на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.

«Кто быстрее?»

Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив, снеговика на расстоянии 5 – 6 м «цветной водой» обозначается линия старта длинной 2 м. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Играющие бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.

«Движущаяся мишень»

На игровой площадке на противоположных сторонах на расстоянии 3 м друг от друга «цветной водой» обозначаются две линии длинной 4 – 5 м. за одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков и кладут их на линию рядом с собой. За другую линию становится мама, которая держит в руках верёвку от санок. Она говорит: «На старт внимание, марш!» - и начинает медленно двигаться вдоль линии, везя за собой санки. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. (По несколько штук каждой рукой.) По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.

«Кружева на снегу»

Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры, родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.

свернуть

Консультация для родителей: «Организация физкультурно- оздоровительной работы в условиях семьи»

25.01.2024

Цель: повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи.


План:

1.Роль семьи в физическом развитии ребёнка.

2.Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи.

3.Комплекс физических упражнений с детьми дошкольного возраста в домашних условиях.

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического развития в семье является личный пример родителей, организация физкультурно-оздоровительной работы (ежедневная утренняя гимнастика, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки, различные игры). Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь в овладении основных движений, наблюдают за самочувствием детей.

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно-оздоровительной работы является освоение основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи состоит из следующих мероприятий: утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений; специально организованные занятия физической культурой.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия, поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.

Таким образом, при составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

1.Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет должна составлять 15 мин, соответственно с детьми 5—7 лет — 20—30 мин.

2.В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 10 упражнений.

3.Каждое упражнение необходимо выполнять от 4 до 6 раз (повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.

4.Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5.Упражнения должны быть предложены ребенку в виде имитационных движений и игр.

6.Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7.Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8.Соблюдайте правило постепенности и последовательности.

9.Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс.

Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо выполнять 4-6 раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и восстановить дыхание.

Примерный комплекс упражнений для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях:

1. "Маятник"

И.П.: стойка - ноги врозь, руки на головой. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 - вправо, 2 - влево, 3 - вперед, 4 - и.п.

2. "Волна"

И.П.: стойка - ноги врозь, руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками.

3. "Вертушка"

И.П.: стойка - ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. "Мельница"

И.П.: стойка - ноги шире плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки - в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

5. " Крокодильчик"

И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. "Ножницы"

И.П.: горизонтально, лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно, выполнять скрестные движения прямыми ногами.

7. "Качели"

И.П.: лежа на животе, удерживать руки вдоль туловища, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. "Лягушка"

И.П.: упор присев, ноги врозь, руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. "Зайчик"

И.П.: упор присев, руки на коленях (за головой). Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

10. "Кенгуру"

И.П.: стойка - ноги вместе, руки внизу. Оттолкнуться, подпрыгнуть -приземлиться , и снова повторить прыжок.

Будьте здоровы!

свернуть

Консультация для родителей: «Организация физкультурно- оздоровительной работы в условиях семьи»

25.01.2024

Цель: повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи.


План:

1.Роль семьи в физическом развитии ребёнка.

2.Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи.

3.Комплекс физических упражнений с детьми дошкольного возраста в домашних условиях.

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического развития в семье является личный пример родителей, организация физкультурно-оздоровительной работы (ежедневная утренняя гимнастика, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки, различные игры). Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь в овладении основных движений, наблюдают за самочувствием детей.

Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Целью физкультурно-оздоровительной работы является освоение основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.

Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи состоит из следующих мероприятий: утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями; прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений; специально организованные занятия физической культурой.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия, поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.

Таким образом, при составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

1.Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет должна составлять 15 мин, соответственно с детьми 5—7 лет — 20—30 мин.

2.В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 10 упражнений.

3.Каждое упражнение необходимо выполнять от 4 до 6 раз (повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.

4.Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5.Упражнения должны быть предложены ребенку в виде имитационных движений и игр.

6.Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7.Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8.Соблюдайте правило постепенности и последовательности.

9.Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс.

Несложные упражнения для ребенка полезно разучить в домашних условиях. Каждое из этих упражнений надо выполнять 4-6 раз. После побегать по комнате или на месте, высоко поднимая колени и размахивая руками, потом походить и восстановить дыхание.

Примерный комплекс упражнений для физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях:

1. "Маятник"

И.П.: стойка - ноги врозь, руки на головой. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 - вправо, 2 - влево, 3 - вперед, 4 - и.п.

2. "Волна"

И.П.: стойка - ноги врозь, руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками.

3. "Вертушка"

И.П.: стойка - ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. "Мельница"

И.П.: стойка - ноги шире плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки - в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

5. " Крокодильчик"

И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. "Ножницы"

И.П.: горизонтально, лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно, выполнять скрестные движения прямыми ногами.

7. "Качели"

И.П.: лежа на животе, удерживать руки вдоль туловища, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. "Лягушка"

И.П.: упор присев, ноги врозь, руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. "Зайчик"

И.П.: упор присев, руки на коленях (за головой). Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

10. "Кенгуру"

И.П.: стойка - ноги вместе, руки внизу. Оттолкнуться, подпрыгнуть -приземлиться , и снова повторить прыжок.

Будьте здоровы!

свернуть

«Фитбол-гимнастика в домашних условиях».

29.10.2022

«Фитбол-гимнастика в домашних условиях».

Как оздоравливать детей в домашних условиях? Этот вопрос часто задают родители. Быть здоровыми значит быть счастливыми.


В домашних условиях прежде всего желательно оборудовать спортивный уголок, включающий в себя:

- детский эспандер ( для развития мышц плечевого пояса);

- диск «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибюлярного аппарата);

- гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса);

- массажеры «Колибри» (для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног);

- мячи-массажеры (для массажа разных частей тела);

- резиновые кольца (для развития мышц кистей, ступней ног);

- гимнастические мячи (фитболы) для развития гибкости позвоночника и профилактики нарушений осанки;

- гимнастическую палку;

Все это простейшие тренажеры, которые удобны в пользовании, они не занимают много места, но зато помогут вашему ребенку физически развиваться.

Рекомендуемые упражнения в домашних условиях:

Одним из новых направлений в оздоровлении детей стали занятия фитбол-гимнастикой. Впервые именно в нашем детском саду мы занялись методикой оздоровления детей с помощью фитболов. Фитболы-это гимнастические мячи, в переводе с английского языка означает мяч для опоры, служащий в оздоровительных целях.

Занятия фитбол-гимнастикой:

-формируют и закрепляют навык правильной осанки

-укрепляют различные группы мышц

-развивают чувство равновесия, ловкости, координацию движений

-побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Вы приобрели фитбол своему ребенку, тогда мы рекомендуем обратить внимание на подбор мячей в соответствии с возрастом и ростом.

1. 3-5лет диаметр мяча 45 см

2. от 5 до 8лет диаметр мяча 55см

Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен чуть больше 90грудусов. Острый угол в коленных суставах недопустим, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений, сидя на мяче.

Полезно ежедневно выполнять следующие упражнения:

Упражнение «Носорог»

И.п.-стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче, на первые две строчки прокатить мяч вперед, руки в упоре на полу. Шагать руками по полу в ритм слов вперед-назад, на третью-четвертую- отжимания от пола, лежа на мяче.

Это упражнение укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

Очень страшен носорог:

У него огромный рог.

Только он достойный,

Добрый и спокойный.

Упражнение «Мостик»

И.п. сидя на мяче, руки внизу. Сидя на мяче, переступая ногами вперед, лечь спиной на мяч, руки в стороны, затем, переступая ногами, вернуться в и.п.

Повторить 4 раза.

Упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, увеличивает гибкость грудного отдела позвоночника.

Журчит вода, ручей журчит.

О чем сказать он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

Упражнение«Аист»

И.П.: Стоя на правой ноге, левую согнуть в коленном суставе и приподнять, стопу левой ноги прижать к голени правой, фитбол в опущенных руках.

На первые две строчки медленно поднимать мяч над головой, сохраняя равновесие. На третью строчку потянуться вверх и приподняться на носки, на последнюю строчку вернуться в и.п. Выполняется медленно поочередно на каждой ноге.

Упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей.

Белый аист не устанет

На одной ноге стоять,

Но когда весна настанет,

Он захочет полетать.

Крылья-паруса расправит,

Улетит под небеса,

Все его за это хвалят.

Вот какие чудеса.

Такие упражнения как прыжки на мяче, повороты, наклоны, отбивания мяча от пола, подбрасывания и ловля мяча - все это благотворно влияет на развитие вашего ребенка.Фитбол-гимнастикой можно заниматься всей семьёй главное нужно желание, помощь ребёнку, хорошее настроение и позитив.

Желаю спортивных успехов.

свернуть

БЕЛАРУСКІЯ НАРОДНЫЯ ГУЛЬНІ ЯК СРОДАК ФІЗІЧНАГА ВЫХАВАННЯ

03.10.2022

БЕЛАРУСКІЯ НАРОДНЫЯ ГУЛЬНІ ЯК СРОДАК ФІЗІЧНАГА ВЫХАВАННЯ. МЕТОДЫКА НАВУЧАННЯ І ПРАВЯДЗЕННЯ БЕЛАРУСКІХ НАРОДНЫХ ГУЛЬНЯЎ

Фізічная культура займае вядучае месца ў выхаванні дзяцей. Дашкольны ўзрост – гэта перыяд, калі дзіця хутка расце і развіваецца, і таму вельмі важна дапамагчы яму навучыцца правільна ўспрымаць знешні свет. Задача ўстановы дашкольнай адукацыі – забяспечыць усебаковае развіццё і выхаванне дзяцей. Выкананне яе здзяйсняецца рознымі сродкамі, сярод якіх важнае месца належыць гульне.


Беларускія народныя гульні – адзін з самых старажытных і арыгінальных сродкаў выхавання. Яны прыйшлі да нас з глыбінь стагодзяў, перадаюцца з пакалення ў пакаленне і цесна звязаны з навакольным асяродзем, бытам і працоўнай дзейнасцю людзей, раскрываюць характар, звычкі і традыцыі беларусаў. Як правіла, беларускія народныя гульні – рухомыя.

Беларускія народныя гульні садзейнічаюць правільнаму фізічнаму развіццю, умацаванню здароўя, развіццю сілы, спрытнасці, назіральнасці, кемлівасці, удумлівасці, вытрымцы, пачуцця калектывізму, клопату пра іншых, любові да роднага краю, выхаванню пачуцця справядлівасці.

Больш эфектыўнаму комплекснаму рашэнню аздараўленчых, адукацыйных і выхаваўчых задач спрыяе атмасфера радасці , якая ўзнікае пры правядзенні рухомых гульняў. Актыўныя рухі, абумоўленныя зместам гульні, выклікаюць у дзяцей станоўчыя эмоцыі і павялічваюць фізічныя працэсы. Важную ролю ў набыцці дзіцём жыццёвага вопыту адыгрываюць праяўляюшчыяся ў рухомых гульнях фізічныя якасці: хуткасць рэакцыі, спрытнасць, вокамер, раўнавага, навыкі арыентацыі ў прасторы.

Большасць беларускіх рухомых гульняў патрабуюць шмат фізічнай энергіі, спрытнасці, кемлівасці, у выніку чаго дзеці атрымліваюць добрую фізічную нагрузку, загартоўку. Вясковыя дзеці ўжо ў падлеткавым узросце былі фізічна моцнымі і вынослівымі і маглі выконваць працу ў полі і па гаспадарцы, якая патрабавала шмат сіл.

Раней ўсе народныя гульні праводзіліся на вуліцы. І зараз яны не патрабуюць спецыяльных умоў і абсталявання. Гэта забяспечвае іх арганізацыю на свежым паветры, прычым сезоннасць беларускіх гульняў дазваляе праводзіць іх на працягу ўсяго года.

Методыка навучання дзяцей дашкольнага ўзросту беларускім рухавым гульням мае свае спецыфічныя асаблівасці ў залежнасці ад узросту дзяцей:

падбіраючы гульню неабходна звярнуцца да Вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі, у якой спіс гульняў складзены з улікам агульнай рухавай падрыхтоўкі дзяцей пэўнага ўзросту і накіраваны на вырашэнне пэўных вучэбна-выхаваўчых задач. Пры правядзенні рухавых гульняў важна ўлічваць пару года і надвор’е. Рухавы змест гульняў павінен адпавядаць умовам іх правядзення.
выбар гульні вызначае яе месца ў рэжыме дня. На первай прагулцы мэтанакіраваны гульні больш дынамічныя, на другой – гульні розныя па рухавай характырыстыцы. Да пачатку гульні трэба зрабіць разметку пляцоўкі, падрыхтаваць патрэбнае абсталяванне і атрыбутыку.
Oзбор дзяцей на гульню неабходна праводзіць у тым месцы пляцоўкі, адкуль будуць пачынацца гульнявыя дзеянні. Збор павінен праходзіць хутка і цікава, таму трэба прадумаць прыёмы і пастаянна іх змяняць. Асабліва важна выклікаць цікавасць да гульні ў самым пачатку. Вялікі эфект дае абыгрыванне атрыбутаў.
тлумачэнне правілаў гульні павінна быць кароткім, зразумелым, эмацыянальным, цікавым.

свернуть

Структура занятий по плаванию в детском саду

30.09.2022

Занятия по плаванию

В нашем дошкольном учреждении обучение плаванию осуществляется последовательно и систематически, инструктором по плаванию были разработаны перспективные планы для всех возрастных групп, начиная со средней. Определены каждого занятия, подобраны игровые упражнения, предусмотрены последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных предметов. Подобраны иллюстрации, зарисовки всех упражнений на воде и полный цикл движений при плавании кролем на груди. Сделана фотовыставка с фотографиями детей, выполняющих различные упражнения. Для занятий подготовлен необходимый инвентарь и подобраны тексты художественных произведений.


Важной формой оздоровительной работы является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы не только нарастающей гиподинамией, но, прежде всего жизненной необходимостью этого навыка для всех людей и особенно для детей.

Обучение детей плаванию начинается с 4 лет с использованием программы Осокиной Т.И. «Обучение плаванию в детском саду». Занятия проводятся групповым способом. Для каждой подгруппы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде.

Инструктором по физическому воспитанию разработаны задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста:

• Ознакомление со свойствами воды и преодоления чувства боязни её.

• Обучение передвижению по дну бассейна различными способами на

различной глубине.

• Обучение погружению в воду и открытие в ней глаз.

• Обучение дыханию в воде (выдохи в воду).

• Обучение держанию тела на поверхности воды на груди и на спине.

• Обучение скольжению в воде на груди и на спине.

• Обучение координационным возможностям в воде, выполнение простейших движений в воде руками и ногами во время скольжения.

• Обучение облегченным способам плавания.

Продолжительность занятий

Для всех возрастных групп установлена продолжительность пребывания в воде:

(II) младшая группа -15 минут

Средняя группа - 20 минут

Старшая группа – 25 минут.

В нашем детском саду функционирует плавательный бассейн размером 6м на 3м, глубиной до 70 см.

В детском саду обучаются плаванию дети с 4-х лет. Занятия проводятся два раз в неделю, а во (II) младшей группе 1 раз в неделю. Группы делятся по подгруппам 6-8 и до 10-12 детей.

Температура воды поддерживается в среднем пределах 30-32 градусов, воздуха - в пределах 28-30 градусов. В соответствии с санитарными правилами вода, подаваемая в бассейн, по ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".

Структура занятий:

Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше (в воде). Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствубщие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, повторяется пройденное, проводится игры на совершенстование усвоенных движений.

Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).

Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях:

Во-первых, развивается сила дыхания, формируется умение делать быстрый и глубокий вдох и продолжительный выдох. Для этого используются разнообразные подготовительные упражнения – сдувание с ладони пушинок, бумажных снежинок и т.д. (на сухом плавании). Затем на каждом занятии дуем на теннисные, воздушные шарики, другие игрушки.

Во-вторых, дети учатся различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног как при плавании способом кроль.

В-третьих, воспитываются культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.

Будем рады видеть Ваших детей у нас в бассейне!

свернуть

Роль занятий по плаванию

15.09.2022

Роль занятий по плаванию

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно – гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.


Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.
Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Оно сопутствует каждому моменту жизни ребенка – утренней гимнастике, учебным занятиям, еде, сну, прогулке и т. д. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.

Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.

Возрастная группа

Гигиенические навыки

Первая младшая

Приучают к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.

Вторая младшая

Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.

Средняя

Все гигиенические процедуры дети должны чаще проделывать без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.

Старшая

Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.

Подготовительная к школе

Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.

Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (трусы), банное полотенце, белье, шапка. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Помощник воспитателя сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь помощника воспитателя. Мед., сестры и руководителя по плаванию. Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

свернуть

Консультация "Как научить ребенка не бояться воды"

Дорогие родители,

как научить ребёнка не бояться воды?

Многие родители, зная, что плавание очень полезно для здоровья и физического развития, стараются как можно раньше научить ребенка плавать. И многие при этом испытывают трудности. Постараюсь в своей статье дать совет, как преодолеть этот барьер. Беспокойство взрослых за детей, не умеющих плавать, вполне обосновано - ежегодная статистика несчастных случаев на воде достаточно высока. При этом большинство из них происходит из-за неумения детей плавать.


Так, как же оградить ребенка от несчастного случая на воде?

Есть только единственный способ - научить его плавать, чтобы вода стала для него родной стихией. Понимая это, нельзя принимать решение приступить к занятиям по плаванию с ребенком немедленно. "И малышу польза, и нам спокойнее", - резонно заключаем мы, взрослые, чувствуя в себе неожиданный прилив сил. Решительно взявшись за дело, вдруг обнаруживаем, что ребенок отчаянно сопротивляется и ничуть не разделяет нашего педагогического порыва. Почему? Он боится воды! И так, начну с того, как тело человека может плавать. В целом, тело человека тяжелей воды, так как состоит преимущественно из нее. Что же позволяет человеку не тонуть? Конечно воздух! А воздух у нас находится, в основном, в легких, и немного его есть в кишечнике. Поэтому, пока мы дышим, мы будем держаться на воде. Теперь давайте разберемся, почему человек тонет на воде? И, вообще, почему одни тонут, а другие нет? Когда не умеющий плавать человек попадает в воду, то он оказывается в нестандартной для его мозга ситуации, да к тому же еще таящую смертельную угрозу. Человеком овладевает сильнейший страх, который перерастает в панику. Этот панический страх заставляет человека приложить максимум усилий для поднятия тела из воды. Через три минуты расходуется весь запас сил. После этого человек может утонуть. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Очень часто виновниками возникновения детских страхов становятся взрослые. Постоянно тревожась за благополучие своих чад, за их успехи в обучении, они невольно заражают своими страхами и детей. Вообще неправильное воспитание - это одна из наиболее распространенных причин. Например, педагоги и родители слишком эмоционально реагируют на каждую неудачу ребенка в обучении плаванию. Могут назвать его «трусишкой», посмеяться, заставлять насильно что-либо выполнять и т.д. Еще чаще бывают такие случаи, когда после первой неудачной попытки в обучении ребенок не хочет идти в бассейн, начинает капризничать, говорит, что он там утонет, что ему попадает вода в рот, в нос, уши. Вместо того, чтобы поддержать своего ребенка, объяснить, что эти неприятные ощущения пройдут, он к ним привыкнет, родители идут у него на поводу, разрешая ему не ходить в бассейн и остаться в группе. И так происходит многократно. В результате, когда у ребенка вдруг появилось желание пойти на занятие, он видит, что его сверстники выполняют уже более сложные, по его мнению, упражнения. Если ребенок мнителен, то у него закрепляется еще больший страх перед водой и напрочь уходит желание посещать бассейн.

Как же преодолеть чувство страха?

1. Приучать ребенка к воде нужно с помощью собственного примера. Дети всегда безгранично доверяют родителям

2. Как можно больше играйте с ребенком в воде. Положительные эмоции - наши главные помощники!

3. Никогда не заставляйте ребенка делать что-либо в воде силой. Не давите на него

4. Ни в коем случае не бросайте ребенка в воду. Мол, захочешь выжить - поплывешь. Ребенок еще больше будет бояться воды и потеряет веру в родителей

5. Никогда не смейтесь над страхами ребенка

6. Никогда не сравнивайте его с другими детьми, которые лучше плавают. (Вон Вася уже плывет, а ты что - хуже?) У ребенка возникнет комплекс неполноценности

7. Не показывайте ребенку свой страх (особенно при первом посещении бассейна)

8. Не рассказывайте другим при ребенке о его страхах и опасениях

9. Не обучайте технике плавания ребенка, пока ему не исполнится 6 лет. Купайтесь вместе с ним, играйте, резвитесь, плескайтесь, а обучение доверьте специалисту.

Самое главное - будьте терпеливы! Со временем ребенок победит свои страхи, привыкнет к воде и начнет получать удовольствие от плавания. Раньше или позже - не имеет значения. Главное - РЕЗУЛЬТАТ! Есть ли средство от страха? Конечно! Оно - в нас самих, в наших детях, в нашем воспитании, отношении к людям, к жизни. Наш главный эликсир - это наша воля, умение держать себя в руках, контролировать свои поступки и эмоции. В этом мы должны убедить наших детей, и тогда все будет хорошо!

Воды боятся не дети, а родители!

Бывает такое, что ребенок на первом занятии капризничает, боится воды. Мама это видит и тут же решает его забрать. Но ведь он же не первый закапризничавший малыш. Инструкторы умеют заинтересовать и успокоить маленьких и вредных.

Вначале ребенок просто посмотрит, как инструктор купается, потом мячик бросит, потом ручки помочит. Смотришь – малыш увлекся и уже не прочь искупаться. Никто не будет ребенка заставлять и пугать – купаться он пойдет только по своему желанию.

Хотите, чтобы ребенок вырос здоровым, надо сделать
так, чтобы ребенку захотелось идти в детский бассейн

А еще ребенку передаются мамины мысли. Мы должны понимать, что плавание нужно, прежде всего, самому малышу. Если мы хотим, чтобы он вырос здоровым человеком, надо сделать так, чтобы ему захотелось купаться. Если мама сразу возьмет дитя к себе на ручки, едва оно закапризничает, то ребенок решит – раз мама забрала, в следующий раз точно никуда не пойду, так и буду себя вести. А вот если мама не хватает сразу на руки, чтобы «оградить», тогда ребенок постепенно привыкает и начинает считать, что всё происходящее – нормально, ведь мама же одобряет! И даже,если ребенок ни в какую не соглашается купаться во время первых занятий, через пару занятий он все равно заинтересуется и привыкнет.

Обучение детей плаванию
требует от родителей терпения

Собственно страх воды у детей бывает редко, чаще это страх перед незнакомым человеком. Любое обучение вначале дается непросто. Но если переступить какой-то барьер, то уже кроме удовольствия и здоровья ребенок ничего другого получать от занятий и не будет.

Иногда бывает, что страх воды у ребенка появляется из-за недосмотра родителей – например, во время купания они неаккуратно держали его, и водичка попала в нос, или заставляли купаться насильно, испугали ребенка. Но и эти страхи преодолимы, тем более, что мама может присутствовать на занятии и уже этим успокаивать ребенка.

Ребенок быстрее обучается плавать,
если родители доверяют инструктору

В идеале, конечно, нужно чтобы занятия проходили наедине с инструктором, тогда ребенок не будет отвлекаться. Вообще, к каждому ребенку нужно подобрать свою тактику – один боится, другой наоборот ничего не боится, третий - начинает капризничать и не хочет ничего делать. Инструкторы – люди очень опытные не только потому, что все они сами пловцы и к тому же имеют высшее педагогическое образование, но и потому, что они все время работают именно с детьми и уже научились всем премудростям обращения с малышами.

свернуть

Комплекс упражнений в домашней ванне

Комплекс упражнений в домашней ванне

Обучаться плаванию можно даже дома. Для этого разработан специальный комплекс упраж­нений. Глубина воды — выше колена.


«Умываемся» — сидя на дне, набираем воду в ладони и умы­ваемся.

Ай, лады, лады, лады — Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

«Сделай ямку» — сидя на дне, выполнять энергичные выдохи на поверхности воды так, чтобы образовывались ямки.

«Дырка» — то же, что и в пре­дыдущем упражнении, но выды­хать так сильно, чтобы ямка была глубокой.

«Подуй на игрушку» — по­дуть на плавающую по поверх­ности игрушку, выдыхая через рот так, чтобы игрушка переме­щалась (лучше использовать кораблик).

Как по речке, по студеной,

Плыл кораблик золоченый,

В ярких праздничных цветах,

На раздутых парусах.

«Выдохи в воду» — выдыхать в воду, произнося «пэ» (длинно, но энергично); «фу» (энергич­но и чуть затянуто); «ха» (энер­гично и затянуто).

«Фонтан» — сесть на дно, упор руками сзади, ноги выпря­мить, поднимать и опускать ноги.

«Крокодил» — принять упор лежа на прямые руки, ноги выпрямить (они должны всплыть), поднимать и опус­кать ноги.

«Водолаз» — поднять игрушку, лежащую на дне ванны (глаза открыты, рот закрыт). Глубина воды по пояс.

«Медуза» — выполнить глубо­кий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, со­гнуться, лечь на воду, полежать свободно.

«Поплавок» — повторить уп­ражнение «Медуза», подтянуть колени и подбородок к груди, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. (Упражнение вы­полняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть ника­ких резких движений, необходи­мо принять устойчивое положе­ние.)

«Звезда» — сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду на грудь и живот, развести руки и ноги в стороны, полежать. Потом выполнить «звезду» на спине.

«Похлопай в ладоши» — это упражнение используется в том случае, если ребенок захлебнул­ся. Нужно резко поднять руки вверх и похлопать над головой.

УЧИМСЯ ДЫШАТЬ В ВОДЕ И НА СУШЕ ​

Задержка дыхания. Попросите малыша на счёт «Раз», «Два», «Три» задержать дыхание после обычного вдоха. Громко считайте вслух.

Длительная задержка дыхания. Делаем вместе глубокий вдох, задерживаем дыхание, считаем «про себя» до 7-8. Делаем выдох.

Громкий выдох. Делаем глубокий вдох, задерживаем чуть-чуть дыхание. Плотно сомкнув губы, после этого делаем быстрый энергичный выдох, пытаясь при этом громко произнести «ху!».

Крошки на столе. Просим ребёнка сдуть со стола крошки, которые он видит.

Листочек. Теперь давайте возьмём на ладонь небольшой листочек (можно бумажный). Просим ребёнка поднять ладонь до уровня подбородка, чтобы листочек оказался ото рта на расстоянии примерно 15 см. Пусть сдует его быстрым энергичным выдохом через рот. Получилось?

Надуй шар. Пусть малыш пробует надувать воздушный шарик, а мы на него посмотрим и похвалим. Сопротивление воздуха, наполнившего шарик, и постоянное стремление шарика «сдуться» естественным образом заставляют ребёнка надувать шарик с помощью быстрых энергичных выдохов, условия отчасти аналогичны дыханию в воде.

свернуть

Консультация "Для чего нужно плавание"

Плавание – ЭТО ДВИЖЕНИЕ В ВОДЕ, ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСТАНЦИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙЙ.НЕ СТОИТ ПУТАТЬ ЕГО С КУПАНИЯМИ. КОНЕЧНО, КУПАНИЯ ТАКЖЕ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАРЯДА ПОЗИТИВА И ОБЩЕГО ТОНУСА, НО С ПЛАВАНИЕМ ИХ НЕ СРАВНИТЬ ОНО В РАЗЫ ПОЛЕЗНЕЕ.

Для чего нужно плавание?


В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.
Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблематики, по нашему мнению все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. И поэтому, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.
Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды. Специфические особенности воздействия плавания на организм человека
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.
Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.
К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.
Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5- 2 м2. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.
При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Расход энергии при плавании на различные дистанции зависит от их длины и мощности работы. На дистанциях 100 - 1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал.
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.
Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.
Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме.
Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза. И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.
При плавании основные мышечные группы выполняют динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.
Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

свернуть

Консультация для родителей

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
"Здоровые родители - здоровые дети"
Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Но как сделать первые шаги в обучении ребёнка занятиям спортом? Здесь есть множество советов и рекомендаций, однако неизменным остается одна прописная истина – только у здоровых родителей может быть здоровый ребёнок.


Парадокс!

Наверняка, вы заинтересовались этой тематикой вопроса потому, что хотите своему ребёнку только добра. Но здесь еще важно понимать, что правильное воспитание ребёнка начинается с собственного примера. В современном мире ни у кого из родителей не должно быть дефицита в подобного рода рекомендациях – как выбрать секцию, как выстроить график тренировок, чем лучше всего заниматься – обо всём этом уже сказано и написано много. Но, несмотря на бесчисленные рекомендации врачей и тренеров, детей с проблемным здоровьем почему-то не убавляется.

В последнее время просто катастрофически увеличилось количество заболеваний сердечнососудистой системы, но самое печальное то, что возраст болеющих неуклонно понижается – всё больше детей страдают болезнями, присущими в прошлом только взрослым.

На такое развитие событий оказывают влияние 2 фактора – проблемы с окружающей средой и генетическая наследственность. Мы можем с вами долго дискуссировать на тему того – насколько влияет здоровье родителей на их будущего ребёнка, но игнорировать научно доказанные факты и результаты исследований за последние 30 лет мы просто не имеем права. Изменилась окружающая среда, здоровье человека подвергается всё большим атакам со стороны промышленных выбросов – всё это в совокупности даёт печальный результат.

В мире на сегодняшний день около 35% детей имеют проблемы с избыточным весом. Как показывает практика, большинство из них по достижению взрослого возраста не избавятся от проблем ожирения, что автоматически записывает этих детей в разряд «группы риска» сердечнососудистых заболеваний.

Важно понимать, что для детского организма не подходят методики питания и тренировок, которыми привыкли пользоваться мы, взрослые. Больше времени на подвижные игры и активный образ жизни помогут любому ребёнку избавиться от лишних килограмм. В детстве это сделать гораздо проще! Не забывайте, что у ожирения и гипертонии тесная связь, поэтому контролируйте свой вес и вес ваших детей.

Активный образ жизни – первая задача!

Чем подвижнее ваш ребёнок, тем лучше. Вы, на самом деле, должны этому радоваться! Если же ваш сын или дочь ведёт пассивный образ жизни – это повод задуматься. В детстве малоподвижные дети рискуют заработать на будущее артериальную гипертонию, ишемические болезни сердца и целый ворох иных проблем со здоровьем. И всё это закладывается чуть ли не с первых лет жизни ребёнка его малоподвижным поведением.

Но есть еще и чисто экономические факторы, влияющие на здоровье ребёнка – если в мегаполисах проблем со спортивными секциями нет (даже долгая дорога до места тренировка не должна быть помехой), то в маленьких городах и в глубинке России с детским спортом настоящая беда. В стране мало спортивных залов, у родителей зарплата не позволяет оплачивать дорогостоящие абонементы для детского фитнеса, а тяжёлый рабочий день отбивает как у отца, так и у матери желание приучать ребёнка к физкультуре. Конечно, в школе появляется некое подобие активного образа жизни, но к этому времени ребёнок уже имеет чёткие предпочтения и придерживается определённого мышления касаемо физкультуры.

Даже дискотеки перестали быть тем местом, где можно не только активно двигаться, но и поднять настроение. Современные ночные клубы – это накуренные тесные помещения с огромным выбором алкогольных напитков, а порой и наркотиков. Поэтому занятия танцами для современной молодёжи порой являются роскошью – если это разве что не профессиональные классы, встречающиеся крайне редко.

А теперь о вас, о родителях…

К сожалению, на работе нам ставят такие условия, что по возвращению домой, нет никакого желания заниматься спортом. Запомните раз и навсегда – ваш ребёнок пристально наблюдает за вами с самого детства – он еще не обладает способностью анализировать что-то, но на подсознательном уровне малыш начинает перенимать ваше поведение. Наивно будет полагать, что с возрастом дети будут во всём слушаться родителей, не говоря уже об отношении к приказному тону. Поэтому не спешите заставить ребёнка чему-то. Сначала изучите его характер.

Типичная картина: отец, потягиваясь в кровати, командует: «Вперёд, за гантели!». После этой фразы воскресным утром глава семьи поворачивается на бок и засыпает. Как вы думаете – какое у ребёнка будет отношение к такой команде? Если вы хотите, чтобы дети не «выполняли приказ», а чувствовали необходимость в зарядке или тренировке, вам придётся встать с малышом рядом и выполнять то же, что и он. По ТВ и радио в наши дни можно узнать множество советов и рекомендаций по поводу здорового образа жизни и здорового питания. Но проблема заключается в том, что со временем человека всё сложнее и сложнее заставить поменять свои взгляды на жизнь. И корень проблемы даже не в том – как научить ребёнка чему-то, а в том – как внедрить в семью модель здорового образа жизни – только во взаимодействии всех её членов можно добиться успеха в формировании правильного представления ребёнка о спорте и здоровье в целом.

Семейный спорт – ключ к решению всех проблем

Многие из современных молодых семей, услышав фразу «семейный спорт» в лучшем случае улыбнутся. Но от такой реакции должно быть стыдно. До чего довел нас привычный образ жизни? Занятия спортом всей семьёй теперь воспринимаются скорее как издевательская шутка. Разве это нормально?

Если родители выполняют вместе с ребёнком упражнения (по очереди, например) – это является гарантом того, что малыш и в школе и в университете продолжит заниматься физическими тренировками – даже без вашего участия. Будьте терпеливы с детьми – то, что для вас естественно и очевидно, для ребёнка может быть непонятно. Оптимальное время тренировки – 30 минут в день. Такого времени будет вполне достаточно, чтобы ребёнок получил достаточно нагрузки на организм.

Старайтесь быть с ребёнком постоянно в контакте. Если он просиживает за телевизором или компьютером по несколько часов в день – это тревожный сигнал.

Возьмём еще одну типичную ситуацию – у вас проблемы на работе (накричал начальник), а ребёнок принёс из школы двойку. Что делать? Вместо того чтобы отрываться на ребенке и скидывать на него ваш негатив, попробуйте (контролируя свои эмоции) поиграть в какую-нибудь подвижную игру – это может быть, футбол, бадминтон или даже просто совместная пробежка. Учёными давно установлено, что стрессовое напряжение отлично снимается занятиями спортом. Например, если вы в гневе, попробуйте отжаться 30 раз. Вот увидите – гнев испарится! Научите этому приёму вашего ребёнка! Ему будет полезно контролировать свои эмоции, и направлять энергию в нужное русло.

Спорт – лучший антидепрессант

Эмоциональные нагрузки чрезвычайно сильны. Информация давит на нас с каждым днём все сильнее. Когда на ребёнка обрушивается целый шквал школьной программы в совокупности с непониманием некоторых предметов… в этой ситуации еще не научившемуся мудростям жизни малышу трудно самостоятельно расставить акценты. Если ваш сын или дочь будет обладать хорошим здоровьем, двигаться каждый день, то любая проблема будет решаться с наименьшими нервными потерями. Не забывайте о том, что у маленьких детей свои переживания и свои неприятности. Обязательно научите их правильному отношению к таким проблемам – только спорт может стать «противовесом» депрессии и расстройствам. Когда ребёнок опробует этот принцип на собственном опыте, он уже никогда не откажется от спорта.

Приучение ребёнка к здоровому образу жизни – это не только физические упражнения и активность на каждый день. Это еще и правильное разъяснение малышу плюсов занятий спортом. Вы должны уделять достаточно времени тому, чтобы ребёнок понял истинный смысл тренировок. Спорт не должен быть для детей наказанием или приказом, упражнения и зарядка должны стать для малыша необходимостью. А ваша задача, как родителя, состоит в том, чтобы ребёнок это правильно понял и полностью осознал.

 

СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом, развивается чувство собственного тела (способность ориентации в пространстве, координация), а также основные двигательные навыки, которые должны быть сформированы у ребенка в первые пять лет жизни.

Приведенные ниже упражнения разработаны специально для детей от 3 до 5 лет. Они позволяют в игровой обстановке познакомить ребенка с движениями, составляющими основу любых физкультурных занятий. Разминочные упражнения — например, «Аэроплан», «Носочки», «Великан и гном» — улуч­шат и сохранят гибкость, которой особенно отличаются дети этой возрастной группы. Подвижные упражнения, такие как игры в животных, укрепят сердечно-сосудистую систему и ра­зовьют координацию. Силовые упражнения («Тяни-толкай», «Пила», отжимания) помогут развитию костей и мускулов.

Не забывайте о том, что эти упражнения прежде всего долж­ны доставлять ребенку радость. Маленькие дети не всегда могут надолго сосредоточить внимание, поэтому наибольшую поль­зу во время упражнений принесет атмосфера творчества и не­принужденности, а также игровой момент. По этой причине здесь не указывается определенное количество упражнений. Повторяйте их до тех пор, пока это доставляет удовольствие вам и вашему ребенку.

Аэроплан. Встаньте друг к другу лицом и возьмите ребенка за руки так, чтобы его руки находились на линии плеч. Представьте себе, что ва­ши руки — это крылья аэроплана и покачайте ими в одну сторону, а затем в другую.

Тяни-толкай. Повернитесь к ребенку лицом и возьмите его за руки так, чтобы его руки оказались вытянутыми вверх. Работая дельтовидной мышцей и трицепсом правой руки, ребенок давит на вашу левую руку. Вы также надавливаете на его руку; ребенок должен сопротивляться вашему давлению. Повторите упражнение другой рукой.

Пловец. Встаньте друг к другу лицом и возьмитесь за руки. Ритмично разводите руки ребенка в стороны на уровень плеч, выпрямляя плечи и грудь ребенка, а затем возвращайтесь в исходное положение.

Стульчик. Встаньте друг к другу лицом и возьмитесь за руки. Ребенок делает вид, что садится на воображаемый стул, не отрывая ступней от по­ла. Это упражнение развивает мышцы бедер и ягодиц.

Борьба. Встаньте друг к другу боком, широко расставив ноги; туловище поверните друг к другу. Ребенок наклоняется вперед, согнув колено, а вы надавливаете ему на плечи. Опираясь на ваше бедро, ребенок вытягивает ногу. Затем он меняет ноги и повторяет упражнение. Данное упражнение растянет и укрепит икроножные мышцы.

Носочки. Это упражнение на растяжку мышц ног. Сядьте рядом напро­тив друг друга, вытянув ноги. На счет «раз» сгибайте стопу, на счет «два» снова вытягивайте носки.

Копье и щит. Это упражнение разработает бедра, колени и плечи. По команде «Копье» поднимите руки вверх, по команде «Щит» согните коле­ни, обхватив их руками, и опустите голову.

Великан и гном. Встаньте лицом друг к другу. Спрашивая ребенка: «Какой великан высокий?», поднимайтесь на носки и вытягивайте руки вверх. При вопросе: «Какой гном маленький?» ложитесь на пол и сверты­вайтесь калачиком.

Отжимания. Лежа на животе лицом друг к другу, упритесь руками в пол на ширине плеч и согните ноги в коленях. Опуститесь на пол, сгибая руки в локтях. Оттолкнувшись руками, снова поднимитесь.

Пила. Сядьте на пол друг к другу лицом так, чтобы ребенок согнутыми коленями упирался в ваши икры; возьмитесь за руки. Ребенок наклоняется назад, пока не коснется плечами пола. Затем он поднимается, в то время как вы наклоняетесь назад.

Тюлень. Ребенок ложится на пол и двигается вперед, работая руками и плечами и подтягивая за собой неподвижные ноги.

Использование строительных модулей на физкультурных развлечениях и занятиях

Мягкие модули являются разновидностью спортивного инвентаря. Они позволяют проводить разнообразные виды занятий по физической культуре, в том числе и игры.Использование на занятиях мягких модулей способствует повышению эмоциональности, разнообразия движений.Одним из самых важных для физической культуры свойств мягких модулей, в силу их конструктивных особенностей, является наиболее полная возможность использования мер предупреждение травматизма и внедрение в большом объеме здоровьесберегающих технологий.Варианты выполнения упражнений и их последовательность можно многократно варьировать, меняя мягкие модули местами и их положение в пространстве.Мягкие модули способствуют развитию у детей цветового восприятия, внимания и моторных навыков. В области физического воспитания способствует развитию координации движения, повышает уровень двигательной активности, учит ориентироваться в пространстве.

свернуть